Как начать катать фрирайд? 10 советов начинающему фрирайдеру

16 ноября, 2021

Уже более 10 лет Golden Ride занимается развитием зимнего фрирайда в Украине. Среди наших продуктов: школа фрирайда, кетскиинг (фрирайд-сафари на ратраках), скитур с гидами и бэккантри. За эти годы нашими клиентами стали сотни райдеров: от новичков до опытных горнолыжников. 

В этой статье будет мало “воды” – только самый сок, который собран нами лично, а также коллегами-фрирайдерами и ресурсами со всего мира.

1. Катайте с правильной компанией!

Однозначно вынесли этот пункт №1. Ведь именно от “этих” людей будет зависеть ваша безопасность. Горы диктуют свои условия, а зимой они должны выполняться особенно тщательно. Не катайте в одиночку — это действительно опасно. Мировой опыт, подтвержденный практикой, рекомендует идеальный размер группы для фрирайда до 8 человек. Это международные гидские стандарты, где группа — это одна цельная боевая единица! От индивидуальных качеств каждого участника, а также уровня организации взаимодействия друг с другом будут определяться:  

— мобильность группы, 

— безопасность группы, 

— умение справляться с проблемными ситуациями.

Другими словами: уровень группы определяется по самому слабому участнику!

Но даже если вы катаете только с гидами, то без базового понимания вещей, о которых пойдет речь ниже, вы вслепую будете доверять свою безопасность и жизнь другому человеку, квалификацию которого не сможете оценить самостоятельно.

2. Реально оценивайте свои скилы.

Фрирайд на Тянь-Шане

Выбирайте склон, который вам по силам. Нет смысла выходить на 35-градусный склон во фрирайде, если и по синим трассам вы катаете не вполне уверенно.
Важно понимать, что перед тем, как впервые выехать за пределы курорта, нужен основательный накат именно по трассам. При этом чем разнообразнее ваш трассовый опыт, тем легче будет перейти к катанию внетрассовому. Фрирайд — это не только “японский пухляк” — это и смешанный рельеф, и бугры, и часто абсолютно разный снежный покров (корка, бетон, заструги и т.п.) на протяжении одного спуска.  Кстати, все серьезные школы, инструкторы и гиды прежде всего проверят вашу технику именно на трассе. Так можно правильно оценить уровень группы и повести по маршруту, который будет безопасным и съезжабельным для самого слабого участника (а значит и для всей группы).

3. Постоянно работайте над техникой

Всё просто: учитесь, накатывайте, работайте над техникой, прогрессируйте! Работайте над своими ошибками в технике. Закатывая правильную технику, вы вырабатывайте контроль. Чем больше контроля — тем выше может быть ваша скорость. А вот ошибки или нехватка контроля и техники на большой скорости может привести к падениям с последствиями. Так что рецепт успеха и прост, и сложен одновременно: чем больше наката с правильной техникой, тем больше прогресса, кайфа и скорости вне трасс. Ваш опыт и знания определяют уровень вашей же безопасности.

4. Освойте азы лавинной грамоты

Лавинній тренинг на Драгобрате

Фрирайд – это катание по потенциально опасным лавинным склонам. “Здесь лавин не бывает и тут полностью безопасно”, – может сказать либо дурак, либо шарлатан. Поэтому фрирайдеру важно изучить эту тему: посещать лекции, смотреть вебинары и т.д. Но одной теории недостаточно, важно на практике научиться пользоваться лавинным оборудованием, понять как сформирован снежный покров, ким образом появляются лавины. Таким образом вы уже сможете быть эффективными при проведении спасработ и ещё лучше – эти спасработы избежать за счет правильного прогнозирования.

5. Четко планируйте ваш фрирайд

Фрирайд — это высшая горнолыжная математика. Во фрирайде ваше мероприятие должно быть четко спланировано: обстановка и прогноз, оценка местности и участки, опыт участников и правильно подобранная экипировка должны соответствовать друг другу. Линия спуска, каждый поворот должны быть просчитаны наперед. Четко продуманная заранее траектория, которая учитывает безопасность, рельеф, погоду и состояние снега — это и есть тактика фрирайда. Реализация тактики — это техника. Добавьте к этому скорость… Получим горячую смесь, где важен каждый нюанс! 

6. Избегайте неоправданных рисков и опасностей

Скитур с гидом

В горах безопасность превыше всего! Даже самый красивый и желанный спуск не стоит того, чтобы стать последним. Поэтому в спорной ситуации выбирайте максимально безопасный вариант. Важно уметь принять решение отказаться от спуска в случае лавинной опасности, развернуться и спуститься по безопасной линии без лишнего риска. Точно так же стоит отказаться от спуска по тому склону, который не соответствует вашим ожиданиям или уровню катания одного из вашей команды. Последствия могут быть печальными, а проведение спасработ в отдалённой местности в случае травмы — это довольно сложное и трудоемкое мероприятие. Личные амбиции и жажда адреналина должны быть отодвинуты на второй план. Принимайте решения без эмоций и на «холодную голову».

7. Соберите “рюкзак фрирайдера”

фрирайд

Подойдите максимально внимательно к подбору экипировки и наполнению рюкзака перед выездом. В середине сезона сложнее поймать необходимые позиции, поэтому позаботьтесь о том, чтобы быть готовым к поездке заранее. 

Здесь напишем о базовом содержимом рюкзака фрирайдера, а более подробную инструкцию читайте в отдельной статье “рюкзак фрирайдера”:

  • Лавинный комплект: щуп, лопата и лавинный датчик (бипер). Бипер, он же лавинный датчик – это как спасжилет во фрирайде, без него нельзя! И мы заверяем вас, что нет такого понятия, как “это всего лишь Карпаты”, “со мной этого не случится” или “я проеду только под подъемником” – лавины могут сходить даже в пределах курортов и часто в самый неожиданный момент! 
  • Телефон с полным зарядом +желательно павербанк
  • Рации. Желательно иметь как минимум две рации на группу – у стартующего и замыкающего, однако, когда рация есть у каждого участника, всем будет комфортнее и, в случае чего, безпаснее. Учтите, что в горах случаются провалы в сотовой связи, поэтому рация с настроенной на вашу группу, частотой – отличное средство связи.
  • Запасная маска (на случай падения, обледенения, потери окажется необходимой!)
  • Запасные рукавицы, теплые верхонки (как правило, первыми замерзают именно конечности и еще один утепляющий/ветрозащитный слой может спасти руки от обморожения!)
  • Еще один утепляющий основной слой (легкая пуховка, флис)
  • Небольшая личная аптечка (с учетом того, что основную аптечку берет с собой гид), солнцезащитный крем, гигиеническая помада
  • Термос с горячим чаем/кофе
  • Энергетические батончики, небольшой перекус 
  • Маленький складной нож и армированный скотч бывают весьма полезны в непредвиденных ситуациях

Содержимое рюкзака может увеличиваться в зависимости от сложности вашего похода вплоть до появления полноценного альп. комплекта, если вы собрались лазить ски-альпинизм в горах Тянь-Шаня

8. Подберите правильную экипировку

Далее речь идет как о самом лыжном/сноубордическом снаряжении (советы о подборе фрирайдных комплектов мы собрали в отдельных статьях от наших гидов: 1, 2), так и о том, что надевать на себя в день катания. 

Шлем – is a must! И неважно где, и когда вы катаетесь, какой уровень сложности склон и сколько лет опыта у вас в ногах – шлем должен быть надет всегда.

Относительно одежды, возьмите за правило принцип бутерброда или “трех слоев”: 

  • Термобелье (мы рекомендуем синтетическое, компрессионное — оно лучше всего отводит влагу от тела). Основная задача этого слоя вывести влагу с поверхности тела и не дать вам промокнуть изнутри.
  • Утеплитель (флис, тонкая пуховка, primaloft). Задача слоя №2 согреть и вывести влагу, с которой поработал слой №1 дальше, к слою №3.
  • Мембрана. Основные функции слоя №3: вывести влагу от слоя №2 наружу, одновременно не пропустив при этом внутрь дождь/снег/ветер 
  • Помним, что мы всегда рекомендуем иметь дополнительный слой №2 — он будет греть вас во время стоянок и перекусов, либо в случае ухудшения погодных условий (оптимально это тонкая компактная пуховка или primaloft)

9. Будьте готовы к разным ситуациям.

ски альпинизм
  • Контактируйте с локалами: с опытными райдерами, гидами и спасателями, чтобы получить более подробную картину в регионе и понять куда можно идти, а куда поход лучше отложить. 
  • Знайте телефоны спас.служб в том регионе, где будете катать и умейте быстро отправить ваши координаты через смс или любой другой месенджер.  
  • !Каждый выход группы в беккантри должен быть зарегистрирован в соответствующей спас.службе. При этом спасы получат информацию о вашей нитке маршрута, количестве человек, длительности путешествия — чем больше данных, тем легче и быстрее можно будет действовать в случае внештатной ситуации.
  • Мониторьте прогноз погоды за крайние дни и в день выезда. Таким образом, вы сможете заранее сформировать общую картину снегонакопления и приблизительно оценить состояние снежного покрова.

10. Страховка.

Горные лыжи и сноуборд связаны с повышенным риском всегда. Трасса, фрирайд, киккер, бигэйр… Пожалуйста, не поленитесь застраховаться на весь термин катания. Важно знать, что обычная туристическая страховка действует только на территории курорта! Если вы решили освоить внетрассовое катание, учитывайте это при выборе страхового полиса. Да, действительно есть специальная страховка, которая так и называется “фрирайд страхование”, полис которого будет работать и вне трассы.

Подведем итог. Все рекомендации мы можем свести к нескольким простым правилам:

  • Найдите хороших напарников или компетентного гида.
  • Отрабатывайте технику катания.
  • Пройдите лавинный тренинг, регулярно тренируйтесь работать с лавинным оборудованием
  • Подбирайте снаряжение в соответствии с Вашим мероприятием.
  • Собирайте информацию: изучайте прогноз и лавинную обстановку, общайтесь с локалами и гидами, копайте шурфы и изучайте состояние снега в регионе.
  • Оставьте информацию о себе другим людям: друзьям, родным, спасателям.
  • Избегайте опасностей. Если есть сомнения – от спуска лучше отказаться или как минимум изменить маршрут.
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии