Open/Close Menu
Горнолыжные туры на Драгобрат, беккантри лагеря в лучших фрирайд-локациях Карпат и мира, фрирайд школа - обучение технике и тактике фрирайда
лыжи для фрирайда

Материалов на эту тему существует просто огромное количество. В этой статье я сделаю максимально лаконичный и понятный обзор основных параметров горных лыж, на которые мы обращаем внимание в первую очередь. 

  1. Ширина лыжи.

Ширина — это первое, что отличает лыжи для фрирайда от их трассовых собратьев. Под шириной лыжи подразумевают размер талии, то есть самого узкого места лыжи. Модели для фрирайда обычно имеют талию от 90мм.

Преимущества узких лыж:

  • Легкая и быстрая перекантовка на жестком покрытии.
  • Относительно небольшая нагрузка на колени.
  • Почти привычные ощущения в катании после трассовых лыж.

Однако в широких лыжах есть одно значительное преимущество:

  • Хорошо всплывают в пухляке (глубоком мягком снегу) даже на небольшой скорости.

Часто начинающие райдеры выбирают более узкие лыжи, думая, что привычнее — значит проще. Но, оказавшись в мягком снегу (за которым мы и охотимся), начинаются проблемы: из-за того, что лыжи все время тонут, узкачи требуют хорошей техники и большой скорости, а если склон совсем пологий, то остается только сесть в заднюю стойку, лишаясь удовольствия и сил. Поэтому, если выбираете первую пару фрирайовых лыж, лучше обратить внимание на талию 100-110мм. Узкие, до 100мм, оставляем для специфических условий — жесткого снега, бугров, расколбаса и т. д., то есть это лыжи не на каждый день. Также специфическими являются и самые широкие модели, с талией более 120мм — только для powder days.

лыжа для фрирайда

лыжа для фрирайда с обратным вырезом

Просто сравните  «узкие» Völkl Kendo 92 с  монструозными Liberty Mutant (талия 149мм)

*Выбор лыж — дело очень индивидуальное, поэтому лучшее, что можно сделать — попробовать как можно больше различных лыж в прокатах, тест-центрах, у друзей и знакомых и выбрать пару, подходящую именно Вам.

 

  1. Профиль лыж.

Существует два основных вида прогибов горных лыж — кембер и рокер. Чем длиннее один прогиб, тем меньше другой, так что выбираем профиль лыжи под свои задачи и условия.

  • Кембер (Camber) — классический прогиб лыжи под ботинком в виде арки, дает лыже стабильность и цепкость на твердом покрытии.
  • Рокер (Rocker) — обратный прогиб (обратный кембер), помогает лыжам всплывать и поворачивать в глубоком снегу. Все современные лыжи для фрирайда имеют тот или иной тип рокера:
  • Передний рокер (Tip Rocker) – носок лыжи заранее задирается вверх.
  • Передний + задний рокер (Tip & Tail Rocker) – заранее поднятые носок и пятка. Большой задний рокер, в первую очередь, нужен для трюков и катания в свиче, т. е. задом наперед. Невысокий задний рокер в направленных лыжах (чарджерах) облегчает поворот в мягком снегу.
  • Полный рокер (Full Rocker) – полностью выгнутая лыжа, кембер отсутствует. Замечательно работает в целине, но специфичен на жестком.

типы рокеров

Интересует бэккантри-фристайл (трюки на рельефе)? Выбирайте лыжи с высоким задним рокером и загнутой, как носок, пяткой. Такие лыжи называются твинтипами (twin tip). Хотите «мочить и спрямлять» — смотрите на модели с кэмбером и передним рокером, задний опционален.

 

  1. Жесткость.

Лыжи имеют жесткость продольную и торсионную:

Торсионная (поперечная) жесткость — сопротивление лыжи скручиванию вокруг продольной оси. Чем она больше, тем лучше передача усилий лыжника на канты. В каталогах торсионка не указывается и нечасто упоминается в отзывах и обзорах снаряжения, однако все производители стараются обеспечить достаточно жесткости своей продукции, а мы можем об этом не особенно задумываться.

Продольная жесткость крайне важна при выборе горных лыж, как и ее распределение:

- Жесткие носки лыж пробивают мелкие препятствия (мягкие бугры, смерзшиеся следы и т. д.). Мягкие носки лучше всплывают. Очень мягкие могут на скорости «хлопать» по снегу, что раздражает и создает ощущение неуправляемости.

- Жесткая середина лыжи (участок под креплением) дает стабильность на скорости и предсказуемость в сложном снегу. Мягкая лыжа — более фановая,  прощает больше ошибок техники, требует меньше физических затрат райдера. Слишком мягкая середина лыжи может повлиять на корректное срабатывание креплений, особенно на пиновых скитурных креплениях возможны холостые срабатывания.

- Жесткая пятка помогает на приземлениях после прыжков и дропов. Мягкая дает некоторую маневренность, она легче прогибается в дуге, уменьшая радиус поворота.

*Тяжелым лыжникам и снаряд стоит выбирать немного жестче.

фрирайд в горах

  1. Ростовка.

Выбор длины лыж (ростовки) также очень индивидуален, поэтому только общие рекомендации. Лыжи короче роста лыжника во фрирайде не приняты. «Short skis suck!». Более 20см к росту — необходимо пробовать, подойдет далеко не каждому. Стандартный совет: +5-10см к росту райдера, и это действительно хорошо работает в большинстве случаев. В общем случае, короткие лыжи более маневренные, длинные — стабильные на скорости и лучше всплывают за счет большей площади скользящей поверхности. 

*Иногда одна и та же модель в разной длине имеет очень разный характер, так что в обзорах и на тестах обращаем внимание именно на свою ростовку.

 

  1. Радиус бокового выреза.

Радиус бокового выреза (Sidecut Radius) в общем показывает, к каким поворотам стремятся лыжи — коротким, средним или длинным. Кроме того, лыжи с большим радиусом меньше цепляются за различные формы микрорельефа — мелкие неровности, бугры, смерзшиеся следы, то есть в целом ведут себя более предсказуемо в сложных условиях. А в однородном мягком снегу радиус не так важен как жесткость и профиль лыжи, есть даже суперширокие модели с «обратным радиусом», то есть талия у них является самым широким местом.

фрирайд лыжа моща

          Volant Spatula. Первые лыжи с полным рокером и обратным радиусом.

 

  1. Вес.

На современном рынке можно встретить лыжи «фрирайдовой» геометрии очень различного веса — от 1кг до 3кг (как правило,  указывается вес одной лыжи). Легкие лыжи приятно носить в руках, на них проще ходить на скитуре, но для спуска все же больше подойдут модели потяжелее, они лучше проходят препятствия, стабильны на скорости и предсказуемы в неоднородном снегу. Также снижение веса негативно влияет на прочность изделия, несмотря на использование новейших технологий и материалов. Нормальный вес фрирайдовой лыжи 1.8—2.3кг. Модели для скитура стоит покупать только если Вы собираетесь действительно много ходить.

 

  1. Материалы.

В современном лыжестроении используется настолько огромное разнообразие материалов, что этому можно посвятить цикл статей. Здесь упомяну только металл . Усиление металлом, обычно в виде титаналовых пластин различной толщины, формы и размера может идти в два слоя или в один, под сердечником. Титанал, вместе с весом, добавляет жесткости и упругости, такие лыжи ощущаются более мощными, дают более ощутимую отдачу. Для агрессивных лыжников рекомендовано. 

 

  • Несколько советов:

На лыже обычно стоит метка, где производитель рекомендует ставить крепления (Factory Recommended Mount Point), и для большинства райдеров это оптимальный выбор. В фристайловых моделях метка находится ближе к геометрическому центру лыжи, в направленных — чуть ближе к пятке. В некоторых случаях крепления можно сместить в ту или иную сторону от рекомендуемой метки, что кардинально изменит поведение лыжи. Например вы купили лыжи, но что-то не устраивает, хочется больше парковой направленности — попробуйте переставить крепы на 1-2см вперед. Только будьте с этим осторожны, результат не всегда вас порадует.

*К любым лыжам нужно прикататься, не судите о них по первому спуску.

В каталогах производителей и магазинов можно увидеть разделение лыж на категории вроде All Mountain, Big Mountain, Backcountry, Freestyle, Powder и прочие. На самом деле все бренды имеют разное видение этого вопроса, так что нам ориентироваться на это сложно, а лучше ориентироваться на описанные выше параметры.

Не забывайте ухаживать за своим снаряжением. Хорошо подготовленные лыжи лучше управляются в целом, а в целине быстрее выходят на глиссирование и требуют для этого меньших уклонов. 

*Лучше часто наносить дешевый парафин, чем дорогой, но никогда :)

Не стоит покупать лыжи, если у Вас нет хороших ботинок. Взять лыжи в прокате под ваши ботинки просто, но вот найти прокатные ботинки под Ваши ноги практически невозможно.

И самое важное: даже самое продвинутое снаряжение ничего не стоит без умения им пользоваться. Уделяйте больше внимания технике и тактике катания, лавинной безопасности и физической подготовке. 

  • На чём катать в украинских Карпатах

Что бы я посоветовал среднестатистическому лыжнику для катания в Украинских Карпатах?

— Ширина талии 100-110мм;
— Среднего размера передний рокер и кембер под ботинком;
— Средней жесткости носок лыжи, жесткие середина и пятка;
— Длина лыж +5-10см к росту;
— Радиус бокового выреза 17-25м;

Сочетание этих характеристик позволит уверенно себя чувствовать в таких переменчивых условиях Карпатских гор — в альпийской зоне и в лесу, в пухляке и на бетоне. Остальное зависит от Вас и Вашей техники. Если конкретно по моделям, то посмотрите на Blizzard Rustler 10, Salomon QST 106, Völkl Mantra 102, Völkl 100Eight, Fischer Ranger 108(107)ti, Fischer Ranger 102fr, Armada Tracer 108 (помягче), Armada Invictus 108ti (пожестче)… Выбор намного шире, это просто первое что приходит на ум и при этом доступно на Украинском рынке.

 Гид и инструктор Golden Ride — Василий Зарапа

У нас во фрирайд отеле «Стара Фортеця Зорепад» прямо на Драгобрате вы можете воспользоваться прокатом фрирайдных лыж бренда ARMADA и проверить в реальных условиях во фрирайд-туре с гидами как работает та или иная модель, выбрать для себя оптимальную.

Возможность научиться и значительно продвинуться во фрирайде вы можете у нас в «Школе Фрирайда«, в которой, кстати, Василий ведёт занятия по лыжному направлению.

беккантри на кавказе

Write a comment:

*

Your email address will not be published.

© 2014 | GoldenRide
Мы в соц. сетях:     B